Рассмотрено




НазваниеРассмотрено
страница1/3
В Я Коровиной
Дата конвертации29.12.2012
Размер0.51 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Киселевского городского округа

"Средняя общеобразовательная школа № 28"

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

__________ /___________

"____"___________2012 г.

Протокол № __________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

__________ /___________

"____"___________2012 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________ /___________

"____"___________2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Сальцевич Ларисы Владимировны, учителя первой квалификационной категории

Предмет литература

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образовательная область филология

_______________________________________________________________________________________

Класс 5 А, 5Г

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебный год 2012-2013

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание


Пояснительная записка ................................................................. 3

Раздел 1. Требования к уровню подготовки

обучающихся 5 класса ................................................. 6


Раздел 2. Содержание тем учебного курса ................................. 8

Раздел 3. Календарно-тематическое планирование .................... 10

Раздел 4. Виды и формы контроля знаний обучающихся .......... 15

Раздел 5. Критерии оценивания устных ответов

и письменных работ пятиклассников ......................... 16

Список литературы для учителя и обучающихся ........................ 21

Список образовательных электронных ресурсов ........................ 21

Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе разработана для обучения в 5 классе на основе следующих нормативных документов:

- обязательного минимума содержания образования по литературе федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004г. № 1089);

- федерального базисного плана (Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312);

- авторской программы В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, И.С. Збарского, В.П. Полухиной "Литература" (базовый уровень) для общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2010).

- требований к уровню подготовки обучающихся 5 класса общеобразовательной школы;

- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом МБОУ «СОШ № 28».

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. – М : Просвещение, 2010-2012.

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем думаем, спорим: 5 кл. – М : Просвещение, 2010-2012.

3. Коровина В.Я., Збарский Литература: 5 кл.: Методические советы. – М.: Просвещение, 2009.

При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывалось

- соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;

- соотнесённость с содержанием государственной итоговой аттестации;

-завершённость учебной линии;

- обеспеченность образовательного учреждения учебниками.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В программе соблюдена системная направленность: литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В 5 классе это осваиваются различные жанров фольклора, сказки, стихотворные и прозаические произведения писателей, происходит знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, фактами биографии писателя.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится после курса русской литературы.

Формы обучающих уроков:

- урок изучения нового материала;

- урок закрепления знаний, умений и навыков;

- комбинированный урок;

- урок-беседа;

- повторительно-обобщающий урок;

- урок - игра;

- урок- исследование;

- урок-практикум;

- урок развития речи

- урок внеклассного чтения.

Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- элементарный литературоведческий анализ текста;

- исследовательская деятельность.

Виды деятельности обучающихся на уроке:

- выразительное чтение, чтение наизусть;

- различные виды пересказа: подробный, сжатый, художественный;

- создание устных и письменных творческих работ на литературную тему;

- составление простого и сложного плана художественного произведения.

- участие в диалогах различных видов;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные программы, ресурсы Интернета.

Школьным учебным планом на обучение литературе в 5 классе выделено 102 часа (3 часа в неделю), что соответствует вышеуказанной программе.

Учебное время распределено следующим образом:

- на изучение учебного материала – 70 часов;

- на уроки развития речи – 13 часов;

- на уроки внеклассного чтения – 9 часов

- на уроки контроля - 10 часов.

Раздел 1. Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса.
Обучающиеся должны знать:

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Обучающиеся должны уметь:

• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

• выявлять основную нравственную проблематику произведения;

• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)

• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы;

• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;

• создавать сочинения-миниатюры по картине.
Раздел 2. Содержание тем учебного курса
Введение (1 час)
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество (3 часа)
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки (7 часов)
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы (2 часа)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века (1 час)
Михаил Васильевич Ломоносов. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века
Русские басни (5 часов)

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский (3 часа)
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин (5 часов)
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский (2 часа)
"Черная курица, или Подземные жители". Причудливый сюжет и нравоучительное содержание сказки. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.
Всеволод Михайлович Гаршин (1 час)
«Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов (2 часа)
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь (2 часа)
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов (1 час)
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев (4 часа)

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет (1час)
Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой (2 часа)
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов (1 час)

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе (3 часа)
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин (1час)

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко (3 часа)
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин (1 час)
«Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение малой родины и родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов (2 часа)
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский (3 часа)
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак (2 часа)
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов (2 часа)
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев (2 часа)

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Поэты XX века о Родине и родной природе (3 часа)
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Стихотворные произведения о войне (2 часа)
Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Саша Черный (1 час)
«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон(1 час)
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо (1 час)
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен (2 часа)
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы» (1 час)
Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен (2 часа)
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон (1 час)
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

  1   2   3

Похожие:

Рассмотрено iconРабочая программа педагога I квалификационной категории Поповой Александры Валерьевны по литературе в 7а,7б классах Рассмотрено на заседании
Предлагаемая программа направлена на достижение следующих целей литературного образования
Рассмотрено iconНовая Отрадовка «Рассмотрено»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новая Отрадовка
Рассмотрено icon«Средняя общеобразовательная школа №19» г. Читы «рассмотрено»
Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной...
Рассмотрено iconРассмотрено согласовано утверждаю
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рассмотрено icon«Средняя общеобразовательная школа №19» г. Читы «рассмотрено»
Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница