Урок музыки и литературного чтения «Осень в искусстве»




Скачать 48.08 Kb.
НазваниеУрок музыки и литературного чтения «Осень в искусстве»
Дата конвертации29.12.2012
Размер48.08 Kb.
ТипУрок
Интегрированный урок музыки и литературного чтения

«Осень в искусстве».
Цели и задачи:

расширять знания о биографии и творчестве Пушкина; воспитывать чувство сопереживания, любви к музыке;

развивать представления о связи музыкальных и литературных произведениях, ассоциативное мышление, умение сравнивать произведения разных композиторов, контрастных по настроению и разнообразных по содержанию, умение сравнивать музыку с поэтическим, изобразительным искусством, музыкальность, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию.

воспитать у учащихся нравственные и эстетические чувства: любовь к родному краю, окружающему миру, создать основу для гибкого понимания детьми родной природы и постижения красоты в разных ее проявлениях и формах .
Музыкальный репертуар: П.И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года», Йозеф Гайдн «Осень», песня «Милая осень», фонограмма (звуки природы).
Оборудование: презентация, фонохрестоматии, раздаточный материал, цветные карандаши, карточки с заданиями.

Ход урока:
Слайд 1.
Здравствуйте ребята! Тема нашего урока «Осень в искусстве». Мы с вами продолжим знакомство с творчеством А. С. Пушкина, послушаем произведения композиторов – классиков, увидим картины великих художников. Попробуем определить, похожи они или нет, что же общего у них.
Слайд 2.

У: рассказ учителя о творчестве А. С. Пушкина.
Пушкин не раз и в прозе, и в стихах повторял, что осень – его любимое время года, поэтому поэт описывал «унылую пору, очей очарованье» с необычайной убедительностью и эмоциональностью. Он рассказывал о своем восхищении: «Люблю…в багрец и золото одетые леса». Поэт воспевает «прощальную красу», несмотря на скорое ее завершение. Он показывает, как рождается в его душе вдохновение, возникают поэтические образы, претворяясь в лирические создания.

Красочность и пышность увядающей осени Пушкина поражает.

Дети читают стихи об осени А. С. Пушкина.

Слайд 3.
Какие слова и словосочетания использует Пушкин в своих стихах, описывая осень?

Ответы детей.

У: Ребята, а у вас какие чувства вызвали стихи Пушкина?

Ответы детей.

У: Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу — саму жизнь. Однако у каждого вида искусства — свой язык, свои выразительные средства. У музыки есть удивительное свойство — без слов передавать чувства, мысли, состояния природы. И есть свой особенный язык - язык звуков, тоже есть свои выразительные средства: мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр.

Слайд 4.
У: Чайковский - великий русский композитор. Очень любил родную природу. Он мог часами гулять по полям и лесам, и любоваться всем , что видел вокруг себя. В каждом времени года он находил свою прелесть. Чайковский очень любил осень, когда подолгу моросил мелкий дождик. Одним из самых популярных произведений Чайковского является музыкальный цикл «Времена года. И сейчас послушаем произведение из этого цикла «Осень».

Фонограмма «Осень» П. И.Чайковский.
Беседа по услышанному.
Чайковский создает образ неповторимой русской природы, так любимой и дорогой всем нам.
У: Многие композиторы воспевали в своих произведениях осень. Сейчас послушаем как великий итальянский композитор Антонио Вивальди, изображал осень.
Слайд 5.
Фонограмма «Осень» А. Вивальди.
Беседа. Прослушивание отрывков из музыкальных произведений.
- Какое настроение вызывает данная музыка .

Выберите нужное и подчеркните, добавьте своё.
Звуки: неясные, неузнаваемые, тревожные, таинственные, необычайные.

Музыка: притягивает, завораживает, зовет, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льется легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой.

Настроение: светлая радость, печаль, грусть, тревога, восторг, ожидание.

Оркестр играет: громко, сильно, во всю мощь, торжественно, нежно, задумчиво,трепетно.

Скрипки играют: трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь, запели.
А сейчас послушаем произведение «Осень» Йозефа Гайдна.
Слайд 6.
Фонограмма «Осень» Йозеф Гайдн.

Беседа.

У: Музыкальные пейзажи имеют одно общее свойство — это трепетное отношение композиторов к увиденной, «услышанной сердцем», очаровавшей их природе. К какой бы музыкальной зарисовке мы ни обратились, каждая из них наполнена теплотой человеческого чувства, мягкими красками.
У: Можно ли проиллюстрировать природу?

Как мы называем картины, на которых изображена природа? (пейзаж)
У: И у художников есть творения об этой прекрасной поре. Сейчас мы с вами в этом убедимся.
Слайд 7, 8, 9, 10, 11.
У: Художники очень тонко передавали разнообразие состояния природы, давали почувствовать всю прелесть окружающего мира.

И мы, всматриваясь в картины, как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров пейзажной живописи.

Беседа после просмотра.
У: какие чувства вы испытывали, просматривая эти картины?

Какие же основные цвета в пейзаже использованы?

Каким чувством наполнена картина?

Какое настроение передает нам автор?

Как просто и с какой любовью изображали художники маленькие уголки родной земли.
Ответы детей.
У: Ребята, давайте исполним песню «Милая осень»
Слайд 12.
Исполнение песни.
У: в первом куплете какая осень описывается? А во втором? Почему?

Ответы детей.
Слайд 13.

У: посмотрите, ребята, в какие разные краски разукрасила осень листья.

У: ребята, у каждого есть трафарет листочка, возьмите цветные карандаши и раскрасьте этот лист, посмотрим, какие осенние листочки у вас получатся.

У: они получились такие красивые и такие разные.
Слайд 14.

У: а сейчас творческая минутка. Мы попробуем сочинить стихотворение.

(дети сочиняют стихи)

У: давайте послушаем, что же у нас получилось.
У: какой вывод можно сделать из нашего урока?

Ответы детей.
Художники, музыканты, поэты в разные времена, изображая красоту родной природы, выражали своё отношение к ней.

У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово - это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического - игра актеров.

У музыки свой особенный язык - язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр.

У: Имена каких мастеров искусства сегодня прозвучали?
Сегодня на уроке мы проследили взаимосвязь музыки, литературы, изобразительного искусства в создании образа осени.
Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.
Оценки за урок.

Похожие:

Урок музыки и литературного чтения «Осень в искусстве» iconПлан-конспект интегрированного урока литературного чтения и музыки тема урока: «Чем должен жить человек…»
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о нравственных, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений...
Урок музыки и литературного чтения «Осень в искусстве» iconРегиональный конкурс «Грани педагогического исследования» Современный урок музыки
«урок музыки»? Урок музыки, является ли он формой обучения или «ситуацией извлечения», это всегда встреча с музыкальным искусством....
Урок музыки и литературного чтения «Осень в искусстве» iconУрок литературного чтения для 2-го класса. Тема урока «Сказочный герой Чиполлино»
Развивать устную речь учащихся, совершенствовать навыки чтения, обогащать словарный запас учащихся; • Развивать творческое воображение,...
Урок музыки и литературного чтения «Осень в искусстве» iconУрок литературного чтения по теме: И. А. Крылов. Басни. «Лебедь, Щука и Рак» в 4 классе
Учитель начальных классов I квалификационной категории: Шпакова Елена Анатольевна
Урок музыки и литературного чтения «Осень в искусстве» iconУрок внеклассного чтения по повести сказке Д. Родари "Приключения Чиполлино"
Закрепить умение работать с текстом до чтения, в ходе чтения, после чтения (элементы анализа текста)
Урок музыки и литературного чтения «Осень в искусстве» iconУрок литературного чтения. А. С. Пушкин. (2-й класс) Тема: Знакомство с творчеством А. С. Пушкина
Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и произведениями нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина
Урок музыки и литературного чтения «Осень в искусстве» iconЛитература История 5 класс 1 четверть: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Репродукции: картина И. Левитан «Осень»
Репродукции: картина И. Левитан «Осень»; картина Бродский «Опавшие листья»; картина Мясоедов «Осеннее утро»; картина Остроухов «Золотая...
Урок музыки и литературного чтения «Осень в искусстве» iconУрок литературного чтения в 4 классе Тема: Г. Х. Андерсен “Русалочка ( использование приёма моделирования)
Что вы можете сказать о произведении «Гадкий утёнок»? Какая пословица подходит к этим произведениям? (Кто крепко держится, тот побеждает....
Урок музыки и литературного чтения «Осень в искусстве» iconУрок литературного чтения в 4 классе. Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена»
...
Урок музыки и литературного чтения «Осень в искусстве» iconПрограмма рассчитана на занятия со школьниками от 8 до 14 лет (II-VIII классы восьмилетней школы) и предусматри­вает наличие в кружке художественного чтения трех возрастных групп младшей, средней и старшей.
В программе кружка художественного чтения можно выде­лить два раздела: а работа над исполнением литературного произведения — разбор...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница