Конкурса




Скачать 148.68 Kb.
НазваниеКонкурса
Швед Оксана Сергеевна
Дата конвертации28.12.2012
Размер148.68 Kb.
ТипУрок
Федеральный сайт сетевых образовательных сообществ

«Открытый класс»
Сообщество «Год Учителя в «Открытом классе»»



Конкурс методических разработок. Начальная школа
Тема конкурса "Формирование универсальных учебных действий (УУД) младших школьников посредством современных приёмов преподавания"

Урок литературного чтения в 3 классе по сказке Г. Х. Андерсена

«Стойкий оловянный солдатик»

Автор: Швед Оксана Сергеевна

Учитель начальных классов 1 категории,

ЧОУ «Перфект-гимназия»,

692512, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Пушкина, д. 5 Б,

sovasova74@mail.ru
2010

Цель урока:
Ознакомление учащихся с содержанием сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», её особенностями.
Задачи урока (удд):


  1. Рассказать учащимся факты биографии Г. Х. Андерсена.

  2. Прочитать сказку «Стойкий оловянный солдатик»

  3. Осуществить анализ сказки.

Логические универсальные действия. Познавательные универсальные действия: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

  1. Дать характеристику героев сказки, их поступков

Личностные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами).

  1. Выявить отношение автора к героям сказки.

  2. Провести аналогии событий сказки с моментами биографии автора.

  3. Направить воспитательный акцент на различие доброго и злого, на утверждение общечеловеческих ценностей.

Личностные действия: нравственно_этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

  1. Закреплять навыки работы с текстом.

  2. Развивать умение работать в группе.

Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Оборудование:
Электронная презентация «Великий сказочник»,

портрет Андерсена, «зелёный дуб» из бумаги, иллюстрации к сказке.

Ход урока:
1.Введение в урок.
Учитель: Мы продолжаем путешествие по стране сказок.

Перед вами портрет великого сказочника. Узнали вы его?

Дети: Да. Это Андерсен.

Учитель: Какие сказки Г. Х. Андерсена вы читали? Какие мультфильмы по его сказкам смотрели?

Дети: «Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Русалочка», «Огниво», «Снежная королева» и другие.

Учитель: На нашем «зелёном дубе» есть листочки

с отрывками из сказок Андерсена. Они светлого цвета.

Предлагаю вам по одному «срывать» их с дерева

и отгадывать: из какой сказки эти строчки?
Отрывки из сказок читают ученики:

«-Я почти глаз не сомкнула! Бог знает что у меня была за постель! Я лежала на чём-то таком твёрдом, что у меня всё тело теперь в синяках!» (Принцесса на горошине).

«Собака и не заметила, что крупа сыпалась за нею по всей дороге, от самого дворца до окна солдата, куда она прыгнула с принцессой. Поутру король и королева сразу узнали, куда ездила принцесса, и солдата посадили в тюрьму» (Огниво).
«Они взяли хорошенькую кроватку и уплыли с ней, а девочка осталась одна-одинёшенька на зелёном листе и горько-горько плакала, - ей вовсе не хотелось жить у гадкой жабы и выйти замуж за её противного сына» (Дюймовочка).
«Вообще каждая из сестёр была в восторге от того, что видела в первый раз, - всё было для них ново и поэтому нравилось; но, получив, как взрослые девушки, позволение плавать повсюду, они скоро присмотрелись ко всему и через месяц стали говорить, что везде хорошо, а дома, на дне, лучше» (Русалочка).
«Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше» (Гадкий утёнок).
2. Сообщение кратких биографических фрагментов из жизни Андерсена.
Учитель: Перед чтением сказки Андерсена мы посмотрим слайды о его жизни и творчестве. Смотрите внимательно, вам предстоит отвечать на интересные вопросы.





Слайд 1

Учитель:Мы продолжаем путешествовать по «стране сказок». Сегодня мы знакомимся с Великим Сказочником Г. Х. Андерсеном. Обратите внимание на здания, которые изображены на слайде. О чём они вам могут «рассказать»?

Дети: Здания старинные, причудливые. Такие были построены давным-давно. Андерсен тоже жил давным-давно.








Слайд 2

У: Приятно ли вам рассматривать портрет сказочника?

Д: Да. У него доброе лицо. Грустная лёгкая улыбка. Мудрый взгляд.

У: Что означают числа в скобках?

Д: Годы жизни Андерсена. Он прожил 70 лет.




Слайд 3

У: Родился Андерсен 2 апреля в датском городе Оденсе, расположенном на острове Фюн, в семье сапожника. Найдите в эпиграфе подтверждение тому, что Андерсен любил свою Родину – Данию.

Д: Он называет её «цветущей», так может сказать только человек, влюблённый в свою Родину.






Слайд 4

У: Семья Андерсена жила бедно. Родители без устали трудились, зарабатывая гроши. Рассмотрите дом, где провёл детство писатель. Что подтверждает мои слова?

Д: Дом одноэтажный. Там маленькие окна и их мало. Никаких украшений. Это дом бедняков.





Слайд 5

У: Маленький Ганс рано узнал сказки своего народа и ещё в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Мечтал стать актёром, разыгрывал домашние спектакли с самодельными куклами. Если бы малыш на картине был маленький Ганс Христиан, что бы он думал, пуская мыльные пузыри?

Д: Наверно придумывал бы сказку про мыльный пузырь. Или фантазировал, куда пузырь полетит.







Слайд 6

У: Когда Андерсену исполнилось 14 лет, он решил ехать в Копенгаген – столицу Дании. Название этого города переводится как «Торговая гавань». Рассмотрите фотографии города и скажите почему?

Д: Город - морской порт, с каналами. Туда приплывает много людей и торговцев.




Слайд 7

У: Ганс всегда стремился учиться. Но из-за бедности он стал обучаться в гимназии, когда ему было 18 лет. Несмотря на бедность, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет. Подумайте каково было будущему писателю в детской гимназии?

Д: Неуютно из-за насмешек одноклассников.




Слайд 8

У: Всемирную известность сказочника приобрёл в 1835 году, после издания первого из трёх сборников «Сказок, рассказанных для детей». В него вошли «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Дюймовочка» и др. В России интерес к творчеству сказочника возник при его жизни, когда были переведены на русский язык некоторые сказки. Андерсен писал переводчице: «Я рад, что мои произведения читаются в великой России».




Слайд 9

У: Как вы думаете, почему День детской книги связали с днём рождения Андерсена?

Д: Сказки Андерсена очень нравятся детям. Они понятны и любимы. Такую сказку, как «Дюймовочка» дети знают с самого раннего детства, также, как и свои народные сказки.




Слайд 10

У: Этой Международной премией были награждены многие детские писатели. Первой была Элеонор Фарджон. В 1974 году Почётной грамотой был награждён С. Михалков, а в 1976 году Почётную грамоту получила А. Барто.


3. Словарная работа.

Учитель: Мы сегодня прочитаем сказку про стойкого оловянного солдатика.

Перед чтением посмотрим значение некоторых слов, которые встретятся вам в тексте:

  • Стойкий. 1. Прочный, неослабевающий.2. Непоколебимый, упорный, твёрдый.

  • Оловянный. Сделанный из олова. Олово – мягкий, ковкий, серебристый металл.

  • Батист – тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.

  • Розетка – Лента, тесьма, шнур, собранные в пучок и служащие украшением платья.

  • Грифель – Палочка из особой породы сланца для писания на грифельной доске.

  • Мостовая – Вымощенная камнем или покрытая асфальтом проезжая часть улицы.

  • Канал – Искусственное русло, наполненное водой.

  • Сильфида - перен. Об изящной, с легкой фигурой, женщине (книжн. устар.)

4. Чтение сказки. Учитель-ученик.

Учитель: Изменилось ли ваше настроение после прочтения сказки? Понравилась ли сказка? Какие самые яркие эпизоды вы отметите?
5. Беседа после прочтения:

Учитель: Какие различные (даже противоположные) чувства вызывает у вас эта сказка?

Дети: Нам грустно, печально, потому что солдатик и танцовщица погибают. И в тоже время нам интересно, занимательно, радостно от чудес сказочных, от светлой любви солдатика и танцовщицы.

Учитель: Рассмотрите эти две прекрасные иллюстрации и определите, с какой мы соотнесём грустное чувство, а с какой радостное?


№1 №2
Дети: Иллюстрация №1 оставляет сказочно-интересное впечатление. Там изображены игрушки, любовь главных героев. Вторая иллюстрация очень грустная, нам жалко солдатика.

Учитель: В русских народных сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут? Мы постараемся ответить на эти вопросы при повторном внимательном чтении сказки.
6. Анализ (аналитическое чтение произведения).
Учитель: В первой части сказки мы знакомимся с её героями. Какими?

Дети: Мальчик, его игрушки: солдатики, танцовщица.

Учитель: Какой вопрос нам хочется задать игрушкам: кто или что?

Дети: Кто. Они ведут себя, как живые. Думают, разговаривают.

Учитель: Какие чувства вызвали новые игрушки у мальчика?

Дети: Радости.

Учитель: Найдите слова в тексте, подтверждающие это чувство.

Дети: «Ах, оловянные солдатики!», «закричал, хлопая в ладоши», «сейчас же принялся расставлять их».

Учитель: Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих «братьев» солдат? Как к нему относится мальчик и Андерсон? Найдите слова сказки, подтверждающие ваши ответы.

Дети: У солдатика не было ноги (не хватило олова при его отливе). Мальчик играл с солдатиком, он не выбросил испорченную игрушку. Мальчику солдатик нравился: «но он стоял на своей одной ноге так же твёрдо…». Андерсену солдатик тоже нравится «и он-то как раз и оказался самым замечательным из всех».

Учитель: Почему солдатик обратил внимание на танцовщицу?

Дети: Она была красивая. У них было что-то общее: «..решил, что красавица тоже одноногая, как он».

Учитель: Перечитайте монолог солдатика в первой части. Как характеризуют эти слова солдатика?

Дети: Он любуется красавицей, желает сделать её своей женой. Но переживает, что ей будет неуютно с ним.

Учитель: Почему Андерсен написал «Но познакомиться всё же не мешает», а не «Пойду познакомлюсь».

Дети: Наверно солдатик чувствует себя не достойным красавицы, боится с ней сразу познакомиться. Что «она, как видно, из знатных», и ему обычному солдатику её не добиться. Он «притаился» и только наблюдает за барышней.

Учитель: Кто из героев других сказок Андерсена чувствовал себя таким же «недостойным», непохожим на других?

Дети: гадкий утёнок, дюймовочка среди жуков, русалочка среди людей.

Учитель: Ганс Христиан Андерсон вышел из бедняков. В его жизни было много огорчений, связанных с его происхождением. Над его «мужицкой кровью» насмехались, не принимали. Но у Андерсена были и друзья, которые ценили его талант.

Учитель: Как же относилась к солдатику красавица? Перечитайте начало второй части и найдите ответ на этот вопрос.

Дети: Пока все игрушки играли, шумели, кувыркались, устроили «шум и гам», танцовщица «не тронулась с места». Она была единодушна с солдатиком, ведь он также, как и она не участвовал в общем «шуме», он «не сводил с неё глаз». Может это была любовь? И барышня заметила бедного солдата?

Дети: А может быть она и не собиралась его замечать. Может быть она была гордячкой и считала ниже своего достоинства обращать внимание на всяких солдатиков.

Дети: Наверно она была просто скромной. Ей солдатик тоже понравился. Она заметила его, ведь его не положили в коробку вместе с другими (его забыли за табакеркой). И она скромно любовалась им тоже, его прямой осанкой, его мундиром. Но её воспитание не позволяло ей познакомиться первой.

Учитель: Давайте мы сейчас немного отдохнём и стоя поиграем в артистов театра. Попробуем изобразить солдатика, как он стоит на часах с ружьём. Танцовщицу. Игры игрушек.

Дети стоя показывают «живые фигуры».
Учитель: Какая игрушка вам не нравится?

Дети: Чёрный тролль из табакерки.

Учитель: Почему он вам не понравился? Найдите ответ в тексте.

Дети: Он угрожает солдатику. «Чего глядишь, куда не надо».

Учитель: Почему тролль считает, что солдатику смотреть на красавицу не надо?

Дети: Наверно троллю красавица сама нравится.

Дети: Наверно тролль считает себя «крутой» игрушкой и танцовщицу тоже, и простым солдатикам незачем смотреть на неё.

Учитель: Представьте себе табакерку. Как она выглядела до того как крышка открылась?

Дети. Табакерка наверно была красивая, ведь это маленькая шкатулочка для чего-то. Их красиво украшали.

Учитель: И из этой «красоты» вдруг выпрыгивает злой тролль. Подумайте, а если эту красивую табакерку сравнить с красивым человеком, что может из человека «выпрыгнуть»?

Дети: Злые мысли. Злые, некрасивые поступки.

Учитель: Такие люди часто встречались в жизни Ганса Христиана Андерсена. Образованные, культурные деятели датской литературы часто давали понять, что Андерсену следует знать свое место (место босяка и мужика) среди господ профессоров и академиков. «Всё хорошее во мне втоптали в грязь», - говорил о себе Андерсен. И солдатик оказывается в грязи. Когда? Почему?

Дети: Он упал из окна на грязную мостовую. Его сбросил то ли тролль (злые люди), то ли сквозняк (судьба).

Учитель: Какие испытания проходит солдатик?

Дети: Стоять вниз головой, плыть на хрупком кораблике, темнота подмостков, злая крыса, огромный канал, желудок рыбы.

Учитель: Как проходил эти испытания солдатик?

Дети: Он переживал, боялся, но всё таки стойко выносил все испытания.

Учитель: Подтвердите словами из текста.

Дети: «Считал неприличным кричать на улице», «весь дрожал, но держался стойко», «молчал и ещё крепче сжимал ружьё», «держался по-прежнему стойко и даже глазом не моргнул», «страх как тесно».

Учитель: Как Андерсен относится к солдатику? Подтвердите.

Дети: Переживает за него. Называет его «беднягой».

Учитель: Что или кто помогает солдатику справиться с этими испытаниями?

Дети: Он всё время в минуту опасности вспоминает Танцовщицу. «Ах, если бы со мной в лодке сидела та красавица – по мне, будь хоть вдвое темнее!». «Тут он подумал о своей красавице…».

Учитель: Раньше у рыцарей-воинов были свои дамы сердца. Они посвящали ей подвиги, стихи. Боготворили свою даму. Мысли о ней, любовь к ней (часто платоническая) согревала их в боях. И нашему солдатику в темноте испытаний любовь к красавице представляется светлым чудом. Ганс Христиан Андерсен тоже любил женщину.

Учитель: Во время этих испытаний причинил ли кому-нибудь солдатик боль, навредил ли кому. Ведь наверняка его ружьё заканчивалось оловянным острым штыком, и он мог оцарапать руки мальчиков, повредить желудок рыбе.

Дети: Нет. В сказке ничего не говориться об этом. Солдатик боится, страдает, но никому не причиняет вреда. Он упорно терпит.

Учитель: Так и Андерсену приходилось страдать и терпеть, стойко переносить все унижения в жизни. При этом не растерять доброты и нежного отношения к простым людям.

Но вот испытания солдатика подошли к концу. И произошло чудо – как награда за стойкость – он оказался к комнате того же мальчика и увидел снова красавицу! Что хотел сказать солдатик и вместе с ним автор словами «Вот так стойкость!»?

Дети: Солдатик восхищается упорством балерины, ведь стояла на одной ноге всё это время. А Андерсен этими словами как бы восхищается и солдатиком, восхищается его крепким характером.

Учитель: Какие слова из четвёртой части говорят о силе любви между нашими героями?

Дети: « был тронут и чуть не заплакал», «Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом».

Учитель: Да. Влюблённым часто не нужны слова. Они могут общаться взглядами. Они понимают друг друга, они «на одной волне» чувств.

Какие слова сказки резко «отрывают» читателя от созерцания светлой любви героев?

Дети: «Вдруг один из мальчиков…». Мальчик поступает плохо, бросает солдатика в огонь.

Учитель: Как вы объясните слова «Наверное, это всё тролль подстроил!».

Дети: Этот мальчик наверно был другом, знакомым нашего маленького мальчика-хозяина. Он наверняка спокойный приличный мальчик. Иначе его бы не пригласили в гости к нашему мальчику. Но в нём тоже «сидел» злой тролль: может это зависть, что у него такой игрушки нет.

Дети: Может ему не понравилось, что солдатик без ноги.

Дети: Может ему не понравилось, что другие восхищаются игрушкой-путешественником, а на него внимания не обращают.

Учитель: Солдатик горит в огне. Что он чувствует?

Дети: Ему жарко. Но даже здесь он любит: «ужасно жарко, от огня или от любви – он сам не знал».

Учитель: Что же барышня?

Дети: Ветер её подхватил и она попала в огонь к солдатику.

Учитель: Андерсен восхищается красавицей, опечален её гибелью. Найдите подтверждение в тексте.

Дети: «Как сильфида, порхнула…» Такие нежные слова может подобрать человек, которому нравится герой. «Вспыхнула разом и – конец!». Это тире поставлено не зря. Оно показывает силу переживания автора.

Учитель: Герои сгорают вместе. Как вы думаете победила любовь или проиграла?

Дети: Победила. В настоящей жизни им бы не быть вместе. Им мешал бы тролль, делал другие пакости. А теперь солдатика и танцовщицу будут вспоминать, как самых необычных игрушек, их необычную судьбу.
7. Синтез (работа в группах).
Учитель: Ещё в начале урока мы выделили два настроения сказки: светлое и грустное. Андерсен учит нас, что жизнь бывает разная, печальная и весёлая. Что в людях и героях сказок есть и положительные черты и отрицательные.

Предлагаю классу разделиться на четыре группы. Каждая группа получит для рассматривания иллюстрацию из сказки. Вы должны будете посовещаться и ответить на несколько вопросов:

  • Какой герой сказки изображён на иллюстрации?

  • Рассказать, как герой раскрывается в сказке. Назвать его положительные черты и отрицательные.

Варианты ответов учащихся:




Дети: Это мальчик, которому подарили солдатиков. Он любит свои игрушки, не ломает их. Он долго искал упавшего солдатика.

Дети: В сказке есть другой мальчик – гость первого. В нём пробудилась зависть к необычному солдатику.


Дети: Это чёрный тролль. Он завидует солдатику. Указывает ему, угрожает. Разлучает солдатика с красавицей.

Дети: До этого тролль скрывался в красивой табакерке, на которую все любовались. Не ожидая «секрета, фокуса». Солдатику эта табакерка помогла притаиться и его не положили в коробку вместе с другими солдатиками.

Дети: Это прелестная танцовщица. Она своей красотой покорила сердце оловянного солдатика. Она полетела в огонь вслед за солдатиком.

Дети: Очень уж недоступная. Ни одним движением не дала понять солдатику, что видит знаки его внимания.

Дети: Это оловянный солдатик. Он любит красавицу танцовщицу. Стойко выдерживает все испытания выпавшие на его долю.

Дети: Он немного неуверен в себе, не решается познакомиться с барышней. Не смотря на стойкость характера, он испытывает страх во время своего вынужденного путешествия.

8. Итог урока.
Учитель: Теперь мы попробуем ответить на вопросы, которые задавали в начале урока.

Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут?

Дети: Им завидовали. Они не понравились другим, потому что были не такие как все.

В других игрушках, людях «проснулись» низкие чувства, глядя на чистую, светлую любовь главных героев.

Учитель: Да, ребята, в окружающем нас мире соотношение зла и добра, света и мрака, радости и боли зависит от каждого человека, зависит и от вас, какой выбор сделаете вы.

Желаю вам, чтобы добрая, светлая ваша половинка побеждала все тёмные и злые мысли, поступки.

Учитель: Домашнее задание будет связано с ещё одной иллюстрацией, которую я вам предлагаю рассмотреть. Вы конечно же узнали персонажа сказки на этой иллюстрации. Ваша задание: перечитать сказку и рассказать, что вы узнали об этом персонаже. Почему Андерсен выбрал именно её, как она ведёт себя, нравится ли она вам?





Похожие:

Конкурса iconСостав жюри городского конкурса «В волшебной Пушкинской стране» 26 февраля 2011 год

Конкурса iconСценарий конкурса чтецов "В мире стихов Агнии Барто", посвященного 105 – летию со дня рождения А. Л. Барто. Ведущая
Сценарий конкурса чтецов "В мире стихов Агнии Барто", посвященного 105 – летию со дня рождения А. Л. Барто
Конкурса iconПобедители и призеры Открытого Московского регионального конкурса детского научно-фантастического рассказа и рисунка «Эра фантастики»

Конкурса iconКонкурса: наука об обществе. Тема проекта
«Грачёвская средняя общеобразовательная школа» Городищенского района Волгоградской области
Конкурса iconУчредители
Жюри Конкурса формируется Оргкомитетом из авторитетных российских музыкантов и утверждается приказом Министерства культуры Российской...
Конкурса iconУправление культуры и архивного дела
Об итогах областного конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств Тамбовской области – 2010»
Конкурса iconМониторинг сми 01. 02. 2012
...
Конкурса iconСписок участников областного этапа Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся Отечество-2011
«Демографическая ситуация на территории зао «Шестаково» в 1890-99гг и через 100 лет»
Конкурса iconВсероссийский музыкальный конкурс по специальности хоровое дирижирование учредители
Жюри Конкурса формируется Оргкомитетом из авторитетных российских музыкантов и педагогов и утверждается приказом Министерства культуры...
Конкурса iconАннотация проекта Глотовой Анастасии
В рамках окружного конкурса проектов «Мой мир музыки» вашему вниманию предлагается творческая работа «Современное прочтение оперы...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница